Что такое эластичность двигателя?

Многие читатели, увлекающиеся автомобильной тематикой не раз могли слышать словосочетания «эластичность двигателя«, нередко где-то рядом употреблялся и другой термин — «приемистость двигателя.

Ну что же, давайте разберемся в этом вопросе — сначала теоретически, а затем переложим теорию на практику.

Пример 1

Итак представим, что мы едем по трассе, со скоростью 80 км в час, у нас механическая КП (для простоты понимания) а тахометр показывает 2 700 оборотов в минуту.

Данный режим езды можно назвать «крейсерским» или «экономичным» т.к. при низких (для бензинового двигателя) оборотах расход топлива достигает наименьших значений. Но что произойдет если нам понадобится обогнать фуру?

Прежде чем отвечать на этот вопрос давайте взглянем на график крутящего момента произвольно выбранного двигателя.

Что такое эластичность двигателя? График зависимости крутящего момента, мощности и оборотов.

Напомню, что крутящий момент — это и есть «сила» т.е. то, что разгоняет машину.

Что произойдет если мы просто нажмем педаль газа до упора? Двигатель начнет разгонять машину, НО… не с максимальной «силой» с который способен, а с той, которую способен обеспечить на 2 700 об/мин.

Данный пример наглядно демонстрирует важность эластичности двигателя, поскольку оставляет нас в ситуации, когда в бардачке лежит рекламная брошюра салона, на которой большими буквами написано 250 Нм! И перед всеми друзьями мы уже похвалились этими цифрами. А на практике. здесь и сейчас, когда нам нужно обгонять фуру — у нас есть лишь 200.

Но, как говорится «это еще не все» мы все же ускорились и вот тахометр вышел на 3700 оборотов в минуту и… график крутящего момента пошел… ВНИЗ (см. график)О_о…

Фуру мы конечно обгонем. Но о чем данная ситуация говорит нам «в принципе»? К какой мысли она нас подводит? Эластичность мотора (двигателя) — диапазон оборотов двигателя при которых он (двигатель) способен выдавать максимальный или субмаксимальный крутящий момент.

Что это значит на практике? А то, что неэластичный двигатель попросту не дает вам ПРАКТИЧЕСКОЙ возможности воспользоваться в реальных ситуациях максимальным крутящим моментом.

Взглянем на противоположный пример — эластичный двигатель.

Обратите внимание на «полку» момента — синий график на отрезке 1750 — 2750 оборотов.

Это дизельный мотор, обороты на котором заведомо ниже бензинового.

Представим теперь что в нашем примере именно этот двигатель. Мы едем на тех же 80 км в час, но обороты 1750. Что произойдет когда нам потребуется обогнать фуру? Мы просто нажимаем на педаль и… двигатель отзывается своей максимальным крутящим моментом и продолжает это делать довольно длительное время.

Эластичный двигатель позволяет производителю подобрать передаточные числа коробки передачь таким образом, что бы двигатель ВСЕГДА выдавал субмаксимальный момент.

А неэластичный — наоборот, дает маркетологам возможность написать на бумаге красивые цифры, реализовать которые на практике, а не на стенде будет тем сложнее чем менее эластичен двигатель.

Эластичность двигателя и экономичность

Связана ли эластичность двигателя и экономичность? На практике да. Взгляните еще раз на график дизельного мотора рено — если максимум крутящего момента доступен уже на 1750, зачем выбирать более низкую передачу и крутить его выше 3000? Да, безусловно передаточное число изменится и за счет этого итоговое ускорение машины будет больше, но позитивное влияние передаточного числа будет отчасти или полностью скомпенсировано тем, что мы будем ехать уже на 2500 и при ускорении очень быстро вылезем за границы «полки» и начнем терять момент на двигателе. Справедливости ради стоит сказать, что на практике эффект от более низкой передачи все-таки будет, НО он будет значительно скомпенсирован вышеупомянутыми деталями.

Данная особенность на практике приводит к тому, что «экономичная» езда на таком двигателе происходит на фоне максимального крутящего момента, т.е. субъективно не ощущается как очень уж «овощная» (хотя здесь все очень субъективно и относительно).

Эластичность двигателя и коробка передач

Искушенный читатель мог задаться вопросом — можно ли скомпенсировать недостаток эластичности двигателя хорошей трансмиссией? И ответ будет — да. Однако это потребует наличия большого количества передач в коробке (8 и более), что недоступно на самых массовых машинах бюджетного сегмента. Трансмиссия с большим числом передачь сможет лучше «держаться» в зоне оборотов с максимальным крутящим моментом.

Что такое приемистость двигателя автомобиля?

Здесь стоит сразу пояснить — можно говорить о чисто техническом термине, а можно о том, что понимается под приемистостью на бытовом уровне.

Технически — это скорость с которой двигатель меняет режим работы.

На бытовом уровне — вернемся к уже рассмотренном примерам. Если двигатель неэластичный и мы едим в крейсерском режиме, то нажав на газ, мы получаем только 200 Нм крутящего момента, при этом очевидно что раз тянет он не на максимуме то и «раскручиваться» он будет так же медленней.

Опытные водители скажут, что необходимо скинуть 1 передачу вниз и совершать обгон на пониженной передачи и на то будет сразу 2 причины. Первая причина — более низкая передача обеспечит лучший разгон просто за счет более «силового» передаточного числа.

А вот вторая причина лежит в плоскости режимов работы двигателя.

Пара слов о крутящем моменте

Dinamit